Как быстро обучить новый персонал? Что делать, если объем информации кажется необъятным?
На помощь приходит онлайн обучающие программы, в которой информация разбивается на несколько курсов. Например, в первом рассказываем о том, как обеспечить процесс, во втором — как беседовать с клиентами, в третьем — как справляться со стрессом.
Но что делать, когда такое деление невозможно и надо связать в единую структуру несколько тем, обучить жестким и гибким навыкам одновременно? Покажем как мы справились с задачей на примере.
Электронные обучающие курсы для партнерской сети
Компания реализует продукты через сеть партнеров-распространителей и стремится развиваться, поэтому обучает партнеров.
Каждый партнер — эксперт в области здорового образа жизни. Но когда он выходит на новый уровень, ему уже недостаточно знаний. У партнера возникают две сложности:
- В знакомые задачи нужно погружаться глубже, а для этого требуются новые навыки;
- Появляются задачи, для выполнения которых нет подходящих знаний и умений.
Задача: упорядочить необходимые партнерам инструменты, а также дать им уверенность, чтобы применять их.
Наша обучающая онлайн программа должна была дать возможность пользователю уверенно:
- Анализировать образ и условия жизни клиента;
- На основе анализа рекомендовать практики здорового образа жизни;
- Предлагать план питания;
- Понимать биохимические принципы действия разных продуктов;
- Предлагать питание, подходящее к программе, составленной для клиента;
- Помогать другим партнерам, обучать их.
Умение анализировать события и находить их причины — один из навыков, который пользователям предстояло развить. Студенты погружались в материал, чтобы адаптировать его к разному контексту и формировать собственные концепции. При этом партнеры должны были подготовиться к тому, чтобы применять знания в разных контекстах, комбинировать умения.
Было решено разработать и создать единую обучающую онлайн программу, а не комплект электронных курсов. Так можно плотнее связать темы между собой и выделить точки их пересечения. Система знаний становится нагляднее, а обучение — эффективнее.
Это позволило подать нужные знания в легкой форме, чтобы обучение проходило быстрее. Пользователи смогли погрузиться в тему, не теряя практический контекст.
Разные навыки — разные подходы к разработке электронных обучающих курсов
Жесткие и гибкие навыки требуют разных подходов, и мы отразили это в структуре курса. Узкие профессиональные знания разбили по разделам и темам. Получилась последовательная программа, в которой каждый новый раздел опирается на предыдущие. Это классический метод организации обучения.
К основному материалу добавили чек-листы, чтобы пользователь мог быстро восстановить в памяти ту или иную тему.
С гибкими навыками поступили иначе. Их развитие и применение стало контекстом — линзой, через которую пользователи смотрели на материал. Пользователь узнавал, как знания пригодятся в работе с клиентами и коллегами, разбирал реальные кейсовые ситуации. К тестовым вопросам и упражнениям добавились задания для самопроверки и открытые вопросы для размышления.
Так решились две задачи:
- Связали жесткие навыки с контекстом применения, показали ценность в работе;
- Дали много практики, необходимой для закрепления гибких навыков.
Кейсовый контекст в начале блока помогает сопоставить теорию и ее практическое применение в работе.
Формат и инструменты — под задачу
Разработка раздела электронного обучающего курса, посвященная гибким навыкам требовала отдельного комплекта практики. Для него сделали диалоговый тренажер. Это позволило суммировать темы: пользователи применяли новые методы коммуникации, одновременно закрепляя знание жестких дисциплин.
Тренажер охватил всю программу. Пользователи смогли проверить знания о продуктах компании, методах анализа ситуации, работе с клиентами и другими партнерами. Мы смогли показать, что каждое решение имеет последствия, и для успеха необходимо разбираться в каждой ситуации на всех этапах.
В таких тренажерах эффективна комплексная обратная связь: методический комментарий и реакция персонажа-собеседника. Пользователь может не только проверить себя, но и увидеть, к каким последствиям приводят те ли иные реплики.
Чтобы не ошибиться, пользователь сопоставляет пройденные темы и формулирует комплексный вывод.
Для разработки выбрали два инструмента обучающих онлайн программ. Для основной теории и практики - Courseditor — облачный конструктор лонгридов. Это решение сняло зависимость от размера слайда и позволило организовать контент по содержанию, а не по шаблонной форме. Но для диалогового тренажера использовался Courseditor — слайдовый конструктор курсов.
Когда выгодно разработать платформу обучения онлайн профессии?
Переработка материала потребовала работы в 3 этапа:
- Распределение по структуре;
- Рассмотрение под разными углами, в различных контекстах;
- Подбор кейсов и практики, подходящих группе навыков и конкретной теме.
Мы справились с этой задачей и разработали платформу, которая упрощает изучение материала, представляет каждый элемент емко и понятно.
Такое кейс не делится на модули. Его части нельзя свободно убирать или менять местами, добавлять новые. Все элементы последовательно расширяют систему знаний.
Разработка таких электронных обучающих курсов несет необходимость определить плюсы и минусы структурирования информации в формате единого комплексного курса. Это связано с рядом сложностей:
- Иногда непросто найти логическую связку между темами. Нужно проработать исходный материал и уделить внимание структуре;
- Такой курс не делится на модули. Части нельзя свободно убирать или менять местами, добавлять новые. Элементы последовательно расширяют систему знаний;
- Материал сложнее актуализировать: нужно найти и исправить не только фрагмент, где информация дается впервые, но и последующие моменты упоминания.
В то же время у такого подхода есть преимущества:
- Можно представить набор знаний системно, а не как отдельные блоки информации по темам;
- Взаимосвязанные навыки развиваются до нужного уровня, формируют собственные концепции;
- Пересечение тем помогает представить знания по каждой в контекстах и расширить область практического применения.
Когда планируется обучать многим темам, развивать гибкие и жесткие навыки, изучите контекст будущего применения. Для умений, которые нужны в разных ситуациях, лучше подойдут учебные модули. А если навыки нужно применять одновременно, в едином контексте — подумайте, может быть, подойдет разработка электронных обучающих курсов.