Продолжаем серию интервью с командой ЦРММ!

Спойлер: из этого интервью вы узнаете, как стандарт передачи данных TinCan API обнажает все подводные камни в бизнес-процессах, каким должен быть конструктор курсов и сложно ли быть продуктологом.

Знакомьтесь! Сергей Замараев — руководитель отдела разработки ЦРММ.

Сергей, в твоем блоге в Facebook написано, что ты знаешь все о данных по обучению. Расскажи, как так вышло.

Наверное, нужно начать с того, как я вообще попал в дистант. На первом курсе университета я сразу пошел работать и оказался в компании, которая разрабатывала курсы (сейчас это наши конкуренты). На старте карьеры я занимался анимацией и интерактивами. Спустя четыре года мы с двумя коллегами перешли в ЦРММ — и вот я здесь уже почти восемь лет.
Мы делали много обучающего контента, и в какой-то момент закралась мысль: раз уж я создаю обучение для людей, то должен их образовывать.
Кроме того, я стал чаще общаться с заказчиками и заметил проблему, которая, как мне кажется, до сих пор не решилась. Менеджеры, ответственные за обучение, загружены: они собирают контент, назначают обучение, контролируют прогресс. И редко когда задумываются, насколько курс полезен, насколько люди довольны. Некоторые компании проводят опросы, но скорее для галочки. Это заставило меня насторожиться: получается, то, что мы создаем, предназначено для менеджеров, а не для учеников. Плюс, у нас не было обратной связи: что e-Learning дает сотрудникам, какой от него эффект. Вот почему мне захотелось получить конкретные показатели обученности. Так появился «Курсометр». Нашли стандарт для передачи данных — TinCan API.
Попробовали с нашим клиентом — Сбербанком — взглянуть на другую сторону обучения: что ученики делают в курсе, что смотрят и т.д.
Вот такой мой путь: от простой разработки до понимания, как сделать конечный продукт полезнее и эффективнее.

Давай поговорим про «Курсометр». Как возник этот проект и какова его миссия?

Первоначальная миссия — понять поведение ученика. У меня было такое представление: человеку дают обучающую программу, он там что-то делает, а менеджеры смотрят, что именно.
В тот момент, лет пять назад, стало ясно, что Big Data — это важно. Нужно их аккумулировать, а что с ними делать — решим потом. Примером для меня служили не зарубежные инструменты, а «Яндекс.Метрика»: она отражает полную картину и показывает как хорошие места, так и проблемные. Мы же хотели не просто выявлять, что хорошо, а что плохо, но и предлагать решения, определять, есть ли проблемы, и сигнализировать о них менеджерам и руководителям.
Тогда же появились запросы на то, чтобы люди могли оставлять комментарии и оценки. В SCORM это реализовать довольно сложно, поэтому рынок разделился на тех, кто предлагал добавлять в LMS дополнительный модуль, и тех, кто голосовал за TinCan (это были мы). Той же позиции мы придерживаемся и по сей день.
Сейчас, на мой взгляд, миссия «Курсометра» — подсчитать эффективность обучения. Уже пора. Оценка эффективности, в свою очередь, приведет к необходимости некоторого профилирования людей. Звучит страшно, но, мне кажется, это возможно.

Как меняется дистанционное обучение в компаниях, которые уже пользуются «Курсометром»?

Сложный вопрос. Обычно, чтобы быть уверенными, что система работает, берут отчетность — кто сдал тест, а кто нет. И неважно — вуз это или корпоративный сегмент. Вопрос о качестве материала тут встает очень редко. Почему? Потому что мало кого интересует, был ли курс таким, как планировалось. И там, и тут есть эксперты, которые дают информацию, она десять тысяч раз утверждается, после чего превращается в контент. Деньги потрачены, курс интересный, красивый, там фонтан стоит, лебеди плавают, все прекрасно. И круг замыкается. Дальше только формальный контроль (условно «прошли/не прошли»). Где здесь история про контент? Нет ее. Вроде бы информация донесена, но как сотрудник будет ее применять и будет ли? К сожалению, готовых метрик для этого нет. Однако разрыв можно преодолеть с помощью «Курсометра». Потому что он закрывает проблему с отчетностью и открывает новое поле для экспериментов, где люди изучают данные и видят, например, что курс устарел. Но изменения нужны выше — в процессе и системе.

«Мне кажется, люди только сейчас проникаются моей идеей»

Сколько времени нужно компаниям, чтобы к этому прийти?

Сначала я думал, что, как только выйду на конференции и начну общаться с людьми, все через два-три года изменится. Но потом понял, что сильно ошибался. Мне кажется, люди только сейчас проникаются моей идеей. И только сейчас они приходят к нам с кейсами. Например, просят подключить «Курсометр» к презентации, которую менеджер по продажам показывает клиентам. Презентация собрана в iSpring, и ключевое в этом — желание оставлять быстрые комментарии, лайки и дизлайки. Плюс, нужно понимание, по какой структуре шла продажа, как демонстрировалась презентация, сколько времени потратили на слайд, где дольше останавливались… Сейчас на это стали обращать внимание, а раньше даже не задумывались.
Скорее всего придется подождать пару лет, чтобы это как-то укоренилось. Потому что TinCan все еще в экспериментальном состоянии. Мы продавливаем его со своей стороны, и я отчасти этим доволен. Несколько лет назад мы говорили: вот, мол, TinCan API. И ни одна LMS еще не поддерживала этот формат. А сейчас те же WebTutor, Articulate, iSpring на него переходят. С помощью нас такая компания, как When speak, подключает TinCan клиенту. Мы постепенно заражаем EdTech, поэтому заход TinCan на рынок неизбежен. Вопрос только в том, когда. Здорово, если это будет как с COVID-19. Шутка, конечно, но хочется побыстрее.

Можно ли в «Курсометре» собирать данные не только по курсам, но и по другим системам: 1C, CRM, турникеты?

Я стараюсь не усложнять продукт: всегда можно докинуть метрик, это не проблема. Но с каждой добавленной метрикой увеличивается порог входа — в результате данных слишком много. Работать можно со всем: прокторинг, пропускной контроль («пришел/не пришел на работу (учебу)») и т.д. Недавно обсуждали, как фиксировать с помощью турникетов, посетил ли человек очное мероприятие. Это нетрудно реализовать, и фактически у тебя будет понимание: пришел во столько-то, ушел тогда-то, такое-то время провел в аудитории. Преподаватель тоже может записывать сведения об активности учеников в некий цифровой дневник. Так же с VR и AR. TinCan не ограничен ничем: какие события передавать, откуда — ему все равно.

Окей. Спасибо за подробные ответы! Насколько я знаю, ты в ЦРММ занимаешься не только «Курсометром». Расскажи о других проектах.

Недавно стал руководить несколькими продуктами сразу. Есть конструктор для создания курсов. Есть продукт для их размещения — система дистанционного обучения PaLMS. Раз уж мы говорим про TinCan, важно упомянуть и базу учебных данных OpenLRS. Ведь действия, которые пользователь совершает, должны где-то храниться. Сейчас за эти продукты я отвечаю головой.

«Одинаковые курсы больше не нужны»

Давай немного о конструкторе курсов. Расскажи, чем он отличается от других решений на рынке?

Course Editor помогает компаниям создавать курсы под себя. В итоге ты получаешь структурированный лонгрид, который адаптируется к любым устройствам. Одна из ключевых особенностей — уникальные плееры. Что такое плеер? Это не просто кнопочки, визуал. Туда можно добавлять фичи, там могут быть даже встроенные игры, которые передают данные. То есть плеер — это полноценный набор функций.
Я делал огромное количество учебных программ с одним и тем же плеером. И теперь проблема в том, что у клиента таких курсов 20–30: про пожарную безопасность, тайм-менеджмент и т.д. Порой пользователю надо пройти шесть идентичных курсов. В какой-то момент он просто не понимает, где находится. Стандартная стилистика картинок, стандартный визуальный ряд… Сначала это было здорово, так как сохраняло бюджет. А в результате у людей возникло отторжение. Одинаковые курсы больше не нужны.
В Course Editor много дополнительных фич. Он весь про гибкость. К примеру, для создания сайтов многие используют «Тильду», которую легко настроить под себя: захотел три колонки текста или что-то еще, чего нет у других, — сделал. За это «Тильду» и любят.
В Course Editor то же самое. Можешь просто вставлять иллюстрации и текст, а можешь с этим текстом поработать, чтобы зрительно он воспринимался проще. А это уже некий педдизайн: правильно расположить элементы, разбить на части, чтобы материал быстрее «переваривался». История с «перевариванием» крайне важна: в зависимости от подачи контента ты либо усваиваешь его незаметно для себя, либо тратишь кучу энергии, чтобы осознать, перечитать и т.д.
Планов на будущее море, и все они связаны с тем, чтобы генерировать качественные курсы за минимальное время. Следите за обновлениями!

Про LRS. Можно ли наладить получение статистики в OpenLRS из существующих у клиента решений?

Вариантов масса. Первый: у клиента стоит LMS, от которой нельзя отказаться. Нет проблем: курс, созданный в Course Editor, всегда можно опубликовать в SCORM. Второй: заказчик готов что-то менять и пробовать новое. Тут мы можем предоставить полный спектр услуг — дать LMS, которая «ест» TinCan, положить туда электронный курс, назначить обучение и собрать статистику. Всего неделя, и люди уже смогут учиться, а клиент — получать информацию. Вот, это две крайности.
Есть вариант посередине. Это когда ставится LRS, а курс экспортируется в формате SCORM Can. Даже если изначально LMS поддерживала только SCORM, расширенные данные все равно оказываются в распоряжении клиента. Раньше казалось, что объединять два стандарта — довольно странная и ресурсоемкая затея. Сегодня Course Editor делает это в автоматическом режиме.

Теперь LMS. Расскажи об этой платформе.

Было примерно так. Знакомим аудиторию с «Курсометром», и все такие: «О, звучит классно, но у нас нет TinCan». Хорошо, отвечаем, вот вам Course Editor, быстрый, гибкий, да еще и данные передает. «Круто, но нам негде располагать такие курсы». И тут, как козырь из рукава, появляется PaLMS. Она выстреливает лучше всего. Почему? Потому что важно развернуть обучение оперативно. Плюс, часто заказчики хотят сделать это не на чужих серверах, а у себя, с названием компании, ссылкой на собственный домен, уникальным дизайном. То есть PaLMS была задумана как простейшая LMS, куда ты можешь закинуть материалы, учеников и получать статистику.
Но самое главное вот что: мы реализовывали PaLMS как фундамент для будущих LMS, и это сработало! Клиенты пробуют запустить обучение, видят, что это просто, и хотят его развивать. Дальше под них формируется отдельная команда разработки, которая создает новые фичи — например, внедрение вебинаров. Получается, есть основа, которая экономит бюджет как клиентам, так и нам. Она быстрая и хорошо спланированная с точки зрения архитектуры. В PaLMS можно сразу начать обучение, а фичи разрабатывать в процессе. Все устроено так, что добавление модулей не влияет на процесс. Это важный момент. На рынке огромное количество LMS, которыми недовольны: чего-то нет, что-то непонятно. Мы осознали, что избыточный функционал, крутостью которого восхищаются, но используют на 1/3, — это плохо. Поэтому сделали как раз базовую треть. Остальное дорабатываем под каждого отдельного клиента.

Что мы все о продуктах! Расскажи о себе. Что нового изучил за последний год и как это повлияло на развитие компании?

Мое обучение началось, когда у меня был еще один «Курсометр». За это время я прошел через поле граблей, узнал, как развивать продукт, как работать с деньгами, инвестициям. Это такой опыт через боль: как делать не надо. При этом важно было понять, как все-таки надо. Мне повезло, меня взяли на курс «Middle Product Manager»: рассказали кучу методик, дали терминологию и показали, как правильно. Самое забавное, что многое я применял и раньше, без теории. Только приходилось выдумывать самому.

«CPO – это человек-топливо, который постоянно думает, как драйвить,
как двигать»

К примеру, давно пришел к мысли, что продуктолог должен быть специалистом в нескольких областях одновременно. CPO (руководитель продуктологов) — это огромная база знаний, человек-топливо, который постоянно думает, как драйвить, как двигать. Трудно, когда топливо заканчивается: бывает, месяц не можешь ничего толком делать из-за усталости. Все это познается либо путем проб и ошибок, как в моем случае (но это больно), либо через обучение.

Книга или онлайн-курс?

Видосик. Вроде бы рядом с дистанционным обучением, но не совсем. Я все же за видео — короткое, емкое, понятное. Которое решает проблему.

Порекомендуй какой-нибудь видосик по аналитике обучения.

Ну началось... Существует два типа аналитики: поверхностная и глубинная. Если интересует поверхностная визуализация, есть прекрасный человек — Алексей Колоколов. Это бизнес-тренер, который объясняет, как наглядно и приятно отобразить данные.
Теперь про глубинную. Человек, которым я вдохновляюсь, — Владимир Баяндин. Он и другие ребята из Skyeng круто работают с цифрами и много рассказывают, как выявлять качественные показатели, находить корреляции и пр. Это именно про обучение, очень полезно.

Три слова, характеризующие ЦРММ?

Семья. Поддержка. Мотивация. Меня мотивирует работать в обстановке, где тебя всегда поддержат, обсудят даже самые бредовые твои идеи, выслушают, помогут. Не сделают за тебя, а подскажут путь и будут рядом. Это настоящая семья.